Один из основных законов успешного развития бизнеса, как известно, – необходимость своевременного реагирования на потребности клиентов, внедрение новых услуг и направлений деятельности, изучение тенденций развития рынка. Вовремя не сориентировался – прогорел. Клиенты ушли в конкурирующую фирму. А на госслужбе? Каждый государственный орган наделен определенными властными полномочиями и конкретным функционалом. Поэтому и граждане, и юридические лица вынуждены для решения своих вопросов обращаться в тот или иной государственный орган, как бы его там ни встречали и ни обслуживали.
А уровень обслуживания и компетентности персонала (и Вы можете без труда привести массу примеров этого) оставляет, к сожалению, желать лучшего. Организовать качественное, своевременное и в соответствии с законодательством предоставление государственных услуг при дефиците бюджетных средств – вот основная задача любого государственного органа.
Именно поэтому подбор и правильная расстановка персонала – одна из ключевых для органов государственной власти. Государственная служба – это особый род деятельности. Соответствующим занимаемой государственной должности специалист может считаться только тогда, когда он осознает свою особую роль и ответственность и понимает, что он не работает, а служит Государству и Гражданину, и это не высокие слова. Принцип ориентированности «на клиента» при оказании государственной услуги – реальный приоритет деятельности государственного служащего. Абстрактную государственную власть представляет конкретный чиновник, у которого надо получить справку, выписку, подпись. И от того, как он исполнил порученную ему государством функцию, авторитет власти либо укрепляется, либо улетучивается.
Какими же качествами должен обладать государственный служащий? Прежде всего, это профессионализм и компетентность в установленной сфере деятельности, основанные на законности. При недостаточном уровне компетентности ни о каком авторитете государственного служащего говорить не приходится. А вот чтобы уметь отказываться от того, что «липнет к рукам», но тебе не принадлежит, от собственного обогащения за счет ущемления интересов других, надо обладать еще и особыми моральными качествами: честностью, порядочностью. А можно ли представить себе успешного государственного служащего без ярко выраженного чувства патриотизма? Не думаю, что эти качества устарели и поистерлись. Добавлю еще такие обязательные, на мой взгляд, качества, как ответственность, служебный педантизм, высокая работоспособность, доброжелательность, развитый эмоциональный интеллект (EG), коммуникабельность. Безусловно, это не исчерпывающий список: его можно многократно дополнять в зависимости от конкретных категорий и групп должностей государственной службы. Но названные выше – это, по мнению многих моих коллег – руководителей кадровых служб государственных органов – должны составлять основу личности государственного служащего.
Что касается требований к специалистам нашего агентства, то могу конкретизировать их с учетом специфики деятельности Роснедвижимости. Нам требуются специалисты по учету и оценке земель, землеустроители, юристы со знанием земельного законодательства. Для реализации государственной функции по государственному земельному контролю на должности государственных земельных инспекторов требуются принципиальные, энергичные, решительные, способные принимать самостоятельные решения и добиваться конкретных результатов молодые люди с высшим профессиональным образованием и стажем работы по специальности не менее 3-х лет или со стажем государственной службы не менее 2-х лет.
Специфика государственной службы как особого рода профессиональной деятельности предполагает прием на государственную службу на конкурсной основе в строгом соответствии квалификационным требованиям к должностям государственной службы. Поэтому прием молодых специалистов без стажа работы возможен лишь на младшие государственные должности с довольно низким уровнем заработной платы.
Однако для тех, для кого высокая заработная плата на старте своей профессиональной карьеры – не основной мотиватор, расскажу о преимуществах государственной гражданской службы, которые делают ее привлекательной для выпускников ВУЗов.
Итак, если Вы ощущаете в себе те личностные качества, о которых сказано выше, если Вы – энергичны, амбициозны, инициативны, то через 3 – 4 года Вы можете стать крепким профессионалом, овладевшим знанием не только в сфере деятельности Управления – земельные отношения и работа с недвижимостью, но и пониманием структуры органов государственной власти, особенностями функционирования государственного аппарата, навыками организационно-управленческой деятельности. Кроме того, приобретете полезные связи и контакты в органах государственной власти, на предприятиях и организациях. Разве это не тот багаж, который, что называется, «не тянет»? Добавьте плюсом получение классного чина государственной гражданской службы, стаж по выслуге лет, которые дают не только добавку заработной платы, но и дополнительный отпуск – это те единожды приобретенные и постоянно растущие составляющие, которые будут сопровождать Вас на всем пути Вашей профессиональной карьеры в органах государственной власти.
Кстати, в Роснедвижимости довольно низкий процент текучести кадров, вакантных ставок специалистов ведущей и старшей групп должностей (это начальники и заместители начальников отделов, главные и ведущие специалисты – эксперты, специалисты – эксперты) – единицы. 60 процентов специалистов – в возрасте до 40 лет. Так что ротация кадров происходит в том числе и за счет естественного движения кадрового состава. Поступить на службу в наше Управление на младшую должность, стать специалистом по земле и недвижимости, выиграть конкурс на вышестоящую должность в порядке должностного роста – это реальный путь карьерного продвижения. Например, руководитель Управления – Лариса Викторовна Грибанова, чей авторитет как профессионала в области земельных отношений неоспорим, прошла путь от ведущего специалиста до руководителя за 4 года.
Безусловно, при общей тенденции к воспитанию и «выращиванию» своих кадров мы не отказываемся и от притока профессионалов, что называется, «со стороны». В данный момент нам нужны специалисты по информационным технологиям, юристы со знанием земельного законодательства и опытом судебной работы, специалисты по земельным отношениям.
И в заключении как еще один довод в пользу государственной службы:
многие, кто ушел когда-то из Управления в поисках лучшей доли, вернулись обратно. Что их тянет? Интересная, живая работа, обширные служебные контакты, возможность максимальной реализации себя как специалиста, стабильность заработной платы, высокий статус государственного служащего. Мы не всех берем обратно. Но не отказываемся от тех, кто, добиваясь личного жизненного успеха, умеет служить делу.
Копанева Любовь Васильевна,
начальник отдела организационного и кадрового
обеспечения Управления федерального агентства
кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю,
614000, г. Пермь, ул. Коммунистическая, 51,
u59@kadastr.ru
www.r59.kadastr.ru
|