Жил себе человек, нормальный, приветливый, адекватный. И вдруг стал злобным, деспотичным и совершенно потерял то, что называют человеческим обликом. Нет, его не выгнали с работы и не понизили зарплату. Наоборот – он стал начальником! Такая она коварная «дама» – власть. Только вступи с ней в отношения – все твои комплексы наружу вытащит, во всей красе тебя народу представит. Вот и великий наш Аркадий Райкин о том же. Помните сценку из фильма «Мы с вами где-то встречались»: Райкин поднимался по ступенькам лестницы, именуемой статусом, и становился все более заносчивым, смотрел на друзей и подчиненных с презрением. И чем выше поднимался, тем хуже относился к окружающим. Но в один прекрасный момент вдруг скатился с лестницы и оказался уже без этого «звездного» статуса. Снова стал прежним, начал заискивать с бывшими друзьями...
В общем, трудно новоиспеченному шефу не забывать про голову, когда вся власть в руках. Но и без начальников никак нельзя, ведь кто-то должен руководить людьми. А значит – босс просто обязан каждодневно работать над собой, а подчиненные – пытаться найти с ним общий язык, а если надо – и ставить его на свое, начальничье место.
Если вы стали боссом
Поздравляем! Значит, вы – талантливая, яркая личность. Ну, так и ведите себя так, как звезда! Только в самом лучшем понимании этого слова. Ведь не все светила болеют «звездной» болезнью, многие вполне здоровы и счастливы. Станьте таким, и люди к вам потянутся:
1. Помните, что подчиненные сначала будут к вам присматриваться, а уж потом «залюбят вас, как миленькие». Поэтому не начинайте работу на новом месте с революций и перестроек. Не стоит сразу бросаться укреплять дисциплину, вводя драконовские меры: жесткий контроль посещаемости, штрафы за опоздания и т. д. Рискуете получить «бунт на корабле». «Строить» сотрудников надо постепенно.
2. Постарайтесь избегать критики. По крайней мере, сначала. Не заявляйте Васечкину, что «он, сволочь такая, сделал опять не так, как надо». Это не поможет. Поскольку бедолага сделал неправильно изначально, то и сейчас не поймет, что, собственно говоря, от него хотят. Говорить человеку, что он сволочь порядочная, иногда даже хорошо и эффективно. Но про вас тоже будут думать в этом же роде.
3. Не кричите на сотрудников, тем более в присутствии всего коллектива. Очень смешно выглядит покрасневший от натуги шеф, похожий на индюка. Берегите свой статус. Если хотите высказать подчиненному Пупкину всё, что о нём думаете, лучше уединитесь в кабинете и спокойно поговорите.
4. Разрабатывая систему запретов и наказаний, не будьте уж очень авторитарны – в сложных ситуациях делайте исключения для своих сотрудников. Поверьте, они оценят.
5. Если секретарша Кукушкина уже давно не справляется со своими обязанностями, и вы решили ее уволить, не стоит кричать «Чтобы духу твоего здесь не было, курица!». Не поймет, да и вы нервы свои потратите. Эту информацию можно донести до ее сознания гораздо мягче. Хорошо, если вы публично признаете заслуги мадам Кукушкиной (ведь были же у нее какие-то заслуги!). И не спешите сразу приводить свою старую знакомую на освободившееся место – вызовете панические настроения оставшихся («говорят, шеф всех подряд увольняет!») либо пересуды по поводу нового сотрудника («точно любовница…», «своих толкает на теплое местечко» и т.д.)
6. Не корчите из себя большого и важного босса. Если двери вашего кабинета будут постоянно закрыты для подчиненных, а записываться к вам на прием им придется за неделю, то «в народе» созреет недовольство, а в курилках – ежедневная порция гадостей про «зажравшегося шефа».
Если вы подчиненный, а ваш начальник:
Снайпер
Непревзойденный мастер грубых реплик и едких замечаний. Если Снайперу кто-то мешает (или ему так кажется), он устраняет его «прицельным выстрелом». Одним выразительным вздохом он заставит вас выглядеть глупо.
Методы борьбы:
1. Прервите речь, замолчите на середине слова. Посмотрите на Снайпера, повторите его реплику, гримасу. Постарайтесь скопировать тон и ухмылку.
2. Начните задавать вопросы. Постарайтесь выяснить, что он имел в виду. Тон – нейтральный. Никакой язвительности и малейшего намека на иронию или сарказм!
Ваша цель – привлечь внимание к неуместности подобного поведения.
Чапаев
Абсолютно уверенный в своей правоте командир. Не терпит, когда с ним не то что спорят, а даже робко не соглашаются. Сразу – шашки наголо! Голову и трудовую книжку ищите
в ближайшей канаве. Обижаться бесполезно, спорить – бессмысленно.
Методы борьбы:
1. Тщательно подготовьтесь к разговору, излагайте свою идею лаконично, толково и спокойно.
2. Сначала придется убедить Чапаева, что вы понимаете «гениальность» его идей. Вы должны быть преисполнены искреннего уважения, демонстрируя это кивками, поддакиванием и восхищенными репликами. Только после этого можно начать легкие боевые действия – предлагать свои варианты.
3. Излагайте свои идеи в мягкой форме, избегая личного местоимения. Постоянно интересуйтесь его мнением. Спрашивайте, а не утверждайте. Если вы убедите Чапаева, что относитесь к нему, как к прекрасному специалисту и наставнику, жить станет легче.
Танк
Агрессивный, грубый человек, отличающийся необузданным и вызывающим поведением. Ему необходимо достижение цели любой ценой. Танку нет дела до других.
Методы борьбы:
1. На первых минутах разговора прерывать Танк бесполезно: он сосредоточен только на себе, поэтому никого не услышит. Лучше держать оборону: смотрите ему в глаза или в переносицу и занимайтесь дыхательной гимнастикой; на вдох и выдох – по 4 секунды.
2. Потом можно пытаться прервать атаку. Лучший способ – спокойно назвать человека по имени. Говорите уверенно, без пауз. Учтите, что останавливаться нельзя – если пошли в наступление, идите до конца.
3. Как только вы добились внимания, начинайте говорить. Только по существу. У вас очень мало времени – при малейшей заминке атака возобновится. Поэтому речь должна быть четкой, быстрой, уверенной.
4. Если вы действительно в чем-то неправы, признайте свою ошибку, коротко объясните, какой урок вы извлекли из случившегося. Не оправдывайтесь и не жалуйтесь!
Граната
Невыдержанный, вспыльчивый субъект. Взрывается мгновенно. Причиной может быть все, что угодно: случайный взгляд, интонация, любое слово.
Методы борьбы:
Женский:
Побудьте мамой. Отнеситесь к Гранате, как к ребенку, который не может контролировать свою истерику. Просто помогите ему успокоиться – говорите быстро, с искренней озабоченностью. Не обсуждайте ничего по существу. И ни в коем случае не призывайте «не волноваться»!
Мужской:
Используйте первый пункт «противотанковой» техники, дождитесь паузы, затем спокойно спросите: «Это все?». Скорее всего, последует бурное продолжение. Ваш следующий вопрос: «Что-нибудь еще?». Будьте готовы к тому, что будет и «еще». Когда шеф «иссякнет», скажите: «В таком случае я вернусь к работе».
Александра Матросова |