"Отпуск - это время, которое дается служащим, чтобы напомнить им, что учреждение может прекрасно обойтись без них и в остальное время года", - заметил французский юморист Луи Фортен. А вот для работодателя отпуск сотрудников может стать как врагом, так и союзником в нелегком деле повышения производительности корпоративного труда.
Мой знакомый, владелец небольшой фирмы, на вопрос о том, как организуется отдых его команды, философски заметил: "Есть два типа сотрудников: одних в отпуск не выгонишь, а другие, наоборот, томятся от отпуска до отпуска". Его жена (и по совместительству финансовый директор) мрачно добавила: "И есть два типа руководителей: один смиряется с конституционным правом подчиненных на отдых, а другой желание воспользоваться этим правом приравнивает к дезертирству".
Управленческий стиль ее партнера по жизни и бизнесу явно относится ко второму типу. И рассказывает он об отпуске так: "Лишних денег в бюджете на тестирование штата у меня нет. Поэтому отпуск становится своего рода лакмусовой бумажкой. Один весь год еле ползает по офису, а в преддверии отпуска буквально летает, глаза блестят: на волю, в пампасы! Значит, свою работу не любит. Такому у меня повышения не дождаться. А другой перед уходом на две недели охает - как же я оставлю дела. Вот это и есть настоящая ответственность".
Такая вот радикальная оценка. И на моего знакомого не действуют классические доводы, что иногда именно слабые сотрудники боятся "удаляться от станка", а хорошему и востребованному профессионалу, у которого все налажено, трудоголиком притворяться незачем. Такое отношение довольно типично для руководителей. Многие из них в душе мечтают о формуле HR = 24 ґ 365. И смотрят на отпуск только как на неизбежное зло.
А их сотрудники либо подают заявление "Прошу предоставить мне…" с максимально кислой физиономией, свидетельствующей о мучительном расставании с производственными обязанностями, либо изображают озабоченных трудоголиков, живущих под девизом: "Нам хлеба не надо - работу давай".
Отпуск как HR-оружие
Между тем именно отказ от отпуска - тревожный симптом. "Вы откладываете отпуск, часто задерживаетесь в офисе, переносите болезни "на ногах", но объем невыполненной работы все равно растет? Это проявление "синдрома менеджера" и неумелой организации, - считает психолог Тодд Дункан. - Среди ловушек, в которые попадают такие люди, - жонглирование ненужными задачами, стремление все брать на себя, тревожные размышления. А кто хорошо работает, тот хорошо и отдыхает".
Тем более что отпуск - точно такая же часть процесса развития любого профессионала, как и рабочие будни. Психологи отмечают, что отдых наравне с работой, а иногда и более, чем она, становится для человека инструментом воплощения его социальных целей: люди работают и отдыхают в соответствии с известной пирамидой потребностей Абрахама Маслоу. То есть стремятся к самоактуализации ("исполнить мечту"), уважению ("я это заслужил, и будет что рассказать"), аффилиации ("пора лететь туда, где собираются нужные люди"), безопасности ("туда, где спокойно и меня не достанут") и реализации физиологических потребностей ("поразмять косточки").
Эта особенность дает HR-специалистам возможность использовать отпуск как индикатор "социального самочувствия" коллектива. Чем более успешно тот или иной сотрудник реализует себя на работе, тем проще его потребности в отдыхе. И наоборот, если человек устроил себе какой-то совершенно необычный отдых и по возвращении взахлеб рассказывает об этом сослуживцам, демонстрируя фотографии и сувениры, это может означать, что он недоволен ни своим социальным статусом, ни престижностью своих обязанностей и, скорее всего, испытывает на работе дискомфорт. Исключение составляют шоу-звезды, у которых отпуск - часть имиджа. Им нужно пополнять "глянец" или ЖЖ неформальными новостями - разгулами, гламуром, невероятными приключениями.
Эрик Берн описывает психологическую игру по сценарию "Трудовой отпуск", в которую вполне всерьез играют люди, которые хотят повысить свою значимость и ищут в отпуске способ сорвать желанные аплодисменты. "Американский почтальон, отправляющийся в отпуск в Токио помочь своему японскому собрату разносить почту, или американский отоларинголог, который проводит отпуск в больнице на Гаити, наверняка почувствуют себя столь же отдохнувшими и смогут рассказать также много интересного, как если бы они вернулись из Африки или совершили автомобильное путешествие через весь континент, - приводит примеры психолог. - Работа является вторичной по отношению к какому-то скрытому мотиву, и игрок берется за нее для вида, чтобы достичь другой цели. Но и при этих обстоятельствах игра сохраняет свой положительный характер и заслуживает одобрения как пример конструктивной деятельности". К таким же отпускам относятся и те, в которых человек принимает участие в спортивных соревнованиях. Но для работодателя такой отпуск подчиненного нежелателен, так как тот реализует свои амбиции вне его организации. Да и сам герой изматывает себя в угоду своим комплексам.
Что касается кадровиков, то для них отпуск может быть не только средством изучения собственных кадров, но и способом ловли чужих.
"Хедхантинг сродни вербовке в разведке, поэтому хедхантеры отслеживают связи "жертвы", ее привычки и характер, выясняя через третьих лиц ее планы и разногласия с начальством, а затем ищут возможности выхода на контакт, - говорит Борис Хорев, представитель компании "Евроменеджмент". - Поэтому современный хедхантер может даже свой отпуск провести именно в отеле того курорта, где отдыхает нужный ему человек. Я знаю, что одна крупная компания отправляла в Альпы подобного "разведчика", который "подружился" с двумя нужными этой компании специалистами, катался с ними на лыжах, посещал те же party и гулял по тем же паркам. Через две недели он уже знал обо всех их обидах на начальство, а еще через неделю уже в Москве сделал обоим предложение, которое один из кандидатов с удовольствием принял".
Курортная диалектика
Покидая заграничный курорт, россиянин легко находит рейс на Родину по унылой очереди соотечественников. Кадровый портал Hrm.ru проводил исследование "отпускного послевкусия", и только 36% респондентов констатировали, что "хорошо отдохнули и готовы к работе", остальные остались своим отдыхом недовольны. Впрочем, мы не одиноки. Когда компания Gallup провела схожее исследование, выяснилось, что 53% американцев после отпуска чувствуют себя измотанными.
Гули Базарова, руководитель "Центра кадровых технологий-ХХI век" отмечает: производительность отпускника снижается за неделю до отпуска и неделю после, а иногда отпускник в этот период попросту мешает работать остальным. Означает ли это, что отпуск для любой компании - это в чужом пиру похмелье?
Совсем не обязательно, полагают эксперты.
"Все зависит от того, где и в чем человек черпает энергию: одним людям, чтобы восстановиться, необходимо полностью отключиться от работы, а другим важно, чтобы связь с работой не прерывалась ни на минуту, - отмечает Маргарита Датская, президент Advanced Management Institute. - Такие люди черпают энергию во взаимоотношениях с другими людьми, в впечатлениях от общения. Необходимо развить в себе способность слышать себя и понимать, что для тебя лучше. И если человек в результате отдыха возвращается к работе с удовольствием, значит, он отдохнул правильно".
А известный британский писатель и философ Ален де Боттон считает, что искать адрес и рецепт хорошего отпуска нужно не в социальных ориентирах, а собственном подсознании: "Если у вас очень тяжелая работа, не оставляющая возможности еще о чем-то думать, вызывающая усталость, вы вряд ли будете стремиться к чему-то сложному или сильно интеллектуальному. Единственное, что вы хотите в таком случае, - это выспаться или погреться на солнце и т.д. Если мы осуждаем пляжный или другой отдых (чего делать, по-моему, не стоит), мы также должны осудить причину, по которой люди его выбирают. Вот вам, пожалуйста, марксистский анализ пляжного отдыха".
Кстати, когда де Боттона спросили о неизбывной тяге русских к путешествиям и столь же неизбывном унынии после вояжей, он ответил: "Они возвращаются разочарованными потому, что у них есть иллюзия, что они станут счастливыми только от поездки в Турцию. Сложные отношения с близкими, тяжелая работа, психологические проблемы остаются с ними. Путешествие не решает ни одну из этих проблем. Мы не думаем о других возможных решениях".
"Если днем вы бегаете по офису, торговому залу или городу, а к вечеру от разговоров у вас наступает отупение, возможно, медитация на пляжном лежаке - лучший отпуск, - отмечает медик Сергей Лазарев. - А если вы "протираете кресло", то вперед, бегом к активному образу жизни, и даже на морском курорте наматывайте оздоровляющие километры в воде и на дискотеках. Однако проблема состоит в том, что в отпуске большинство продолжает привычный образ жизни. Наши исследования показали, что эффективным отдых в отпуске оказался только у 20% работников. Может быть, потому что никто и никогда не учил нас отдыхать с пользой для здоровья".
На вкус и цвет
Впрочем, готовых рецептов в этом деле нет и каждый придумывает его индивидуально. Трудоголик действует по принципу, описанному поэтом Вишневским, "…опять Таймыр мы спутали с таймшером". Ноутбук, сумка с захваченными с собой рабочими материалами и типовая путевка в страну с нехлопотным оформлением - традиционный спутник трудоголика.
Типичный представитель среднего класса действует по формуле "два в одном" - отдых плюс шопинг, для чего подходят и Париж, и Ибица, и банальный турецкий курорт. Творческие натуры иногда сворачивают на неведомые дорожки, но это зависит от финансовых возможностей. Например, президент группы "ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров последний отпуск провел на экзотических островах в океане. Его бывший партнер по бизнесу Владимир Потанин, президент холдинга "Интеррос", любит движение: зимой катается на горных лыжах, а летом гоняет на водных мотоциклах.
Люди более консервативного склада, из тех, кто с полным правом может спеть "мне некуда больше спешить" (в хорошем смысле, разумеется), часто выбирают что-то не связанное с долгими перелетами и шумными тусовками. Например, генеральный директор "Северстали" Алексей Мордашов любит отдыхать в российских лесах, посетить свой старый дом под Череповцом и навестить родителей в Крыму. Такой вариант, кстати, позволяет избежать встречи с армией неуемных искателей дружбы с сильными мира сего, которые, будучи не в силах представить олигарха с корзинкой грибника, бороздят дорогие курорты.
Кстати, окружающее вас общество - немаловажный фактор полноценного отдыха. Джеймс Фокс, известный американский консультант по вопросам работы и карьеры и автор десятка бестселлеров ("Как стать генеральным директором" и проч.), советует во время поездок держаться подальше от профессиональной среды, и особенно от собственного начальства, иначе никто - ни вы, ни ваш босс - не сможет полноценно расслабиться.
Впрочем, законов тут нет и каждый выбирает по себе. "Я стараюсь отдыхать всегда далеко от дома, - говорит Игорь Шевелев, директор по маркетингу сети "Бехетле". - Один раз провожу отпуск с семьей, второй раз - стараюсь с друзьями, иногда с коллегами. У нас в компании есть традиция отдыхать вместе. Последний раз, в январе этого года, мы были на Канарах. Отдохнули великолепно".
"Обычно в отпуск я улетаю подальше от работы, партнеров, клиентов, выключаю мозг, телефон и расслабляюсь: катаюсь на сноуборде, лазаю по развалинам и замкам, занимаюсь дайвингом, - рассказывает Игорь Чернухин, исполнительный директор компании "Эф Проджект". - Первое время приходится тяжело, живешь по инерции в московском ритме, все вокруг "тормозят", и это раздражает. Потом постепенно расслабляешься и напряжение отпускает. В итоге свежий взгляд и позитивный настрой после отдыха помогают решать сложные проблемы, что-то менять в существующих процессах, реализовывать важные задачи, до которых не доходили руки. Чем лучше очищаешь мозг, тем лучше результат по итогам отпуска".
"Каждый из нас слышал несколько противоположных, но абсолютно категоричных суждений: "ни в коем случае не отдыхайте с коллегами", "отпуск с женой и детьми - зря потраченное время", другие уверяют, что лучший отпуск - с коллегами или с семьей, - поясняет Марина Мелия, гендиректор консультационной компании "ММ-Класс". - С кем проводить - не принципиально. Одни черпают силы в общении, другие в одиночестве. Тем, кто никогда не отключает мобильный телефон, стоит это сделать и пожить неделю-другую аборигеном на необитаемом острове. Но кому-то достаточно просто какое-то время не видеть свой офис, лица сотрудников, оставаясь на связи и в курсе дел компании. Кто берет отпуск, чтобы просто переключиться на какой-то иной вид деятельности - спорт, чтение, курсы иностранного языка - не важно что. Главное - во время отпуска "сменить картинку".
Самую радикальную "смену картинки" предпринял 60-летний американский миллиардер Деннис Тито, который провел отпуск в космосе на российской ракете. А вот глава и основатель "Космос Маркетинга", крупнейшего российского поставщика батареек и лампочек, Александр Савельев говорит: "Об отпуске в этом году даже не думал, потому что занят планами экспорта своего товара в Европу".
И нельзя однозначно сказать, что это неправильно. Однажды американские физиологи сравнили медицинские показатели разных типов предпринимателей - тех, кто отдыхает регулярно, и тех, кто от отпуска отказывается ради любимого дела. И с удивлением выяснили, что показатели увлеченных трудоголиков в среднем лучше, чем у завсегдатаев фешенебельных курортов.
В любом случае, основной вывод тех, кто задался целью изучить влияние отпуска на работу и бизнес, однозначен: меняйте образ жизни, выбирайте то, что соответствует вашим потребностям. И помните, что наихудшим вариантом будет "чужой отпуск", например, навязанный гиперактивным турагентом, коллегами или семьей, не разделяющей ваших интересов. Сначала получиться как в анекдоте: "я хотел в горы, они - к морю, и мы нашли компромисс - я взял на пляж лыжи". А потом вы почувствуете, что толком и не отдохнули. И придется ждать до следующего раза.
Елена Крюкова
e-prof.ru
|